Кризис туристического рынка этим летом негативно отразился на всей отрасли. Банкротства, казалось бы, надежных туроператоров ударили по всем участникам рынка в той или иной степени. Перед турагенствами сейчас остро встает вопрос, как выжить в кризис.
Еще год назад мало кто ожидал подобного сценария развития событий. Да, проблемы были, но с летним сезоном 2014 года многие связывали надежды на укрепление отрасли, туроператоры открывали новые направления, в том числе и на российские курорты.
Этим летом одной из приоритетных задач отрасли стало развитие внутреннего туризма. Полностью обновившаяся инфраструктура олимпийского Сочи призвана была обеспечить качественный отдых для тех, кто решит провести свой отпуск, не покидая пределов страны. Кроме того, гостей ждали курорты Крыма. Для тех, кто решит провести отпуск за границей, туроператоры подготовили эксклюзивные предложения. Однако, изменения произошедшие в политической и экономической сферах внесли коррективы в планы россиян, что не замедлило сказаться на их отпускных планах.
В результате череды банкротств пострадали все: туристы, туристические агентства, туроператоры. В данном случае речь идет не только о финансовых потерях, но и о репутационных. Туристические агентства отмечают сокращение числа клиентов.
Менеджеры туристических агентств, которые подбирали и продавали туры от разорившихся туроператоров, первыми принимают на себя всю негативную реакцию от туристов, чей отдых оказался испорченным. Уже сейчас понятно, что ожидаемый размер компенсаций, который получат клиенты разорившихся туроператоров, будет значительно ниже уплаченной стоимости туров. Поэтому сегодня даже те туристы, кто не собирался эти летом в отпуск, задаются вопросом, куда и как поехать, чтобы не быть обманутым, да и стоит ли вообще куда-то ехать.
Туроператоры не менее обеспокоены текущей ситуацией на рынке. Они стремятся заверить агентства в своей надежности и готовности предложить максимум усилий для того, чтобы сотрудничество и впредь оставалось взаимовыгодным.
Как не утратить доверие клиентов
Основная проблема, с которой сейчас сталкивается любой менеджер туристического агентства – недоверие клиентов. Туристы как никогда опасаются потерять свои деньги, доверившись ненадежному туроператору. Даже если они сами не пострадали этим летом, их не обошли стороной многочисленные публикации в СМИ на эту тему, рассказы родных и знакомых.
Туристическим агентствам придется приложить усилия, чтобы не потерять клиентов, которые непосредственно пострадали этим летом. Обратятся ли они в агентство снова, во многом будет зависеть от того, как повели себя турагенты в непростой для своих туристов период времени. Если туристам было оказано содействие в решении проблем связанных с проживанием в отеле, возвращением на родину и оформлением заявления в страховую компанию для получения компенсации, есть шанс, что они снова вернутся в то же агентство.
Как оставаться «на плаву» в зимнем сезоне
Летний туристический сезон подходит к завершению, совсем скоро можно будет подвести его итоги, и уже сейчас идет активная подготовка к предстоящему зимнему сезону. Не может не радовать стабилизация обстановки на популярных у россиян бюджетных зимних курортах – Египтеи Таиланде, доля продаж которых традиционно велика. ОАЭ и Индия упростили процедуру получения визы, что положительно скажется на турпотоке в эти страны.
В то же время стоит учесть, что негативное воздействие на предстоящий сезон может оказать очередное падение курса рубля по отношению к доллару и евро. Туристы будут вынуждены экономить либо примут решение остаться этой зимой дома.
Здесь на помощь туристическим агентствам могут прийти предлагаемые банками кредитные программы для туристов. Если у агентства заключен договор с банком на услуги кредитования, оно может предложить туристу оформить тур в кредит или в рассрочку. Таким образом, турист получит возможность приобрести подходящий для себя тур, независимо от того есть ли у него на сегодняшний день в наличии требуемая сумма.
Скорее всего, не расширится, а возможно и сократится ассортимент предлагаемых туров. Туроператоры, предугадывая неблагоприятную ситуацию, предпочтут сосредоточиться на максимально популярных у туристов направлениях, отказавшись от развития тех, спрос на которые может быть невелик.
Именно сейчас турагентствам требуется постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе того, что происходит на рынке, следить за новостями, общаться с коллегами, стараться не пропускать отраслевые мероприятия.
Сегодня очень важно объяснять клиентам, которые настаивают на скидках и просят отправить их отдыхать подешевле, что бесплатный сыр есть только в мышеловке. Скупой платит дважды. Клиента, который настаивает на скидке и говорит, что в соседнем турагентстве ему предлагают нереально низкую цену, можно переубедить, используя надежность как более весомый аргумент. Сейчас не время работать себе в убыток и рисковать репутацией компании, бронируя подозрительно дешевые туры.
После недавних банкротств количество туристов, приходящих в агентства сократилось. Отмечается сокращение глубины продаж. Туристы, которые планируют поездку на несколько месяцев вперед, сомневаются в целесообразности раннего бронирования. С одной стороны, они боятся дальнейшего падения курса рубля, из-за чего стоимость тура со временем может сильно увеличиться. С другой – боятся потерять деньги в случае возможного банкротства туроператора. Таким туристам есть смысл предлагать тур, который будет стоить несколько дороже, но от туроператора в устойчивом положении которого нет никаких сомнений. Откладывая покупку тура, выиграть в цене вряд ли удастся. Падение курса рубля не даст туристам возможности сэкономить деньги, зато отличие в качестве услуг будет.
Чтобы туристы не опасались, им необходимо дать полную информацию о туроператоре с которым они отправятся на отдых. Рассказать, что их тур организовывает надежный туроператор, в случае непредвиденной ситуации ему окажет поддержку ассоциация «Турпомощь». Менеджер должен быть в состоянии ответить на все, возникающие у туристов вопросы, дать все необходимые разъяснения.
Подготовила Ольга Иванова
Получить информацию о программах Учебного центра TRAVEL SCHOOL и записаться на курс можно на сайте www.travel-school.ru