Известный азербайджанский поэт Сулейман Рустам писал: «Хочешь увидеть земной рай — в Азербайджан приезжай!» И большинство азербайджанцев с ним согласятся, потому чтов этой стране уникально практически все: история, культура, природа и сами люди
КУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА
Как Москва — не вся Россия, так и Баку — это лишь малая часть Азербайджана. Несмотря на то, что в столице сосредоточена большая часть 10-миллионного населения страны, знакомство с местным колоритом лучше начать с древнейшего села Хыналыг, расположенного на высоте 2200 метров над уровнем моря. Здесь проживают мусульмане-сунниты — предки современных жителей Азербайджана.
Они поселились на севере Главного Кавказского хребта более шести тысячелетий назад — именно такие малые народности и являются культурным достоянием страны.
К обязательному для посещения в Кубинском районе страны относится также Красная Слобода — переселившиеся сюда из Персии горские евреи до сих пор живут обособленно, не вступая в браки с членами других религиозных общин, однако к мусульманам относятся дружелюбно и с пониманием.
Соседские отношения двух таких разных народов начались еще в V веке до нашей эры — за столь долгий срок люди пришли к полному согласию в решении житейских вопросов.
ГОСТЕМ БУДЕШЬ!
Азербайджанцы — очень гостеприимный народ, у которого даже существует такое выражение: «Дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся».
Здесь с давних пор правители лично встречали купцов и путешественников. Прием, надо сказать, был отменным: обед из 300 блюд, да еще и целые сумки с припасами в дорогу. Наиболее важных персон сопровождали две процессии: одна угощала лакомствами и преподносила дары, другая пела, танцевала, стелила под ноги роскошные ковры и бросала лепестки роз.
И до сих пор пришедшему в гости оказывают ряд почестей — как минимум напоят чаем с традиционными сладостями: халвой и пахлавой. Чаепитие — процесс, который не терпит спешки, в Азербайджане считают, что именно в чае сосредоточена вся необходимая энергия и сила. Чайные можно встретить в любом поселении, они распространены в стране не меньше, чем у нас — кофейни.
КОВРЫ И ШЕЛКА
Несмотря на современное оснащение ткацких фабрик и применение высоких технологий, в Азербайджане до сих пор сохранилось ручное производство ковров. На создание отдельных произведений искусства у мастеров могут уйти месяцы и даже годы! Из нескольких миллионов узелков получается неповторимый узор, сделанный золотыми руками.
За лучшими на Кавказе коврами, а также за уникальными вещицами из шелка до сих пор едут в Шеки — здесь производят шелк уже более семи столетий. На предприятиях города повсеместно используют только натуральные нитки и краски. Именно здесь в XIX веке была построена крупнейшая в мире шелкопрядильная фабрика. Волею судеб Шеки стал одним из связующих звеньев Великого шелкового пути. Считается, что историю развития шелковой промышленности Азербайджана можно «прочесть» по Дворцу Шекинских ханов: ажурные окна этого здания, построенного без использования гвоздей, покупали в Италии в обмен на шелк.
Именно Шеки считается старейшим кавказским поселением: здесь сохранилось множество памятников истории и архитектуры, к примеру, знаменитые караван-сараи. Поселившийся в караван-сарае купец мог чувствовать себя в полной безопасности: проживая на втором этаже гостиницы, постоялец хранил товар в подвале, а на первом этаже торговал им. Площади построек XVIII века, дошедших до наших времен, впечатляют: более 6000 квадратных метров! В шекинских караван-сараях для купцов и ремесленников было приготовлено порядка 200 комнат, а активную торговлю обеспечивали открытые с нескольких сторон ворота. Вечером такие постоялые дворы становились настоящими неприступными крепостями.
В городе их было пять, один до сих пор доступен для туристов не только как достопримечательность, но и как гостиница.
РОДИНА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ
Низами Гянджеви — поэт XII века — родился в Азербайджане. Его поэзия на протяжении веков влияла на весь персоговорящий мир, а также была известна далеко за его пределами — отголоски творчества этого азербайджанского поэта специалисты находят у Шекспира и Гёте. В родном городе Низами Гяндже — втором по величине городе страны — находится его мавзолей и многочисленные памятники, среди которых есть довольно необычное сооружение — статуя из спичек — на ее изготовление у автора ушло больше года и 3500 спичек.
Другое интересное сооружение, украшающее облик города, — «Бутылочный дом», построенный бывшим военным в память о солдатах, погибших в Великой Отечественной войне.
Для возведения этого двухэтажного здания потребовалось 20 000 бутылок, скрепленных специальным раствором.
Благодаря солнечным лучам на его стенах проявляются слова, мозаики и даже портреты. Как ни странно, в этой достопримечательности живут люди, предоставляющие здание посетителям для осмотра абсолютно бесплатно.
СИЛА ВОЛИ И ДУХА
Самые ранние упоминания об азербайджанской борьбе гюлеш, ставшей сегодня визитной карточкой страны, встречаются как раз в поэзии Низами Гянджеви, прославлявшего народных борцов пехлеванов. Из непрофессионального состязания на потеху местных жителей гюлеш постепенно превратилась в традиционный вид спорта. Теперь уже противники не валяются в пыли прямо под ногами публики — для состязаний по гюлешу в Баку и других крупных городах были построены специальные спортивные дворцы с ареной для боя и амфитеатром для зрителей, называемые зорхана.
В современном Азербайджане эти древние соревнования, в которых побеждает физическая сила, помноженная на твердость духа, пользуются большой популярностью.
КТО ДЕВУШКУ СВАТАЕТ, ТОТ ЕЕ И ТАНЦУЕТ
Народная танцевальная культура Азербайджана уходит корнями в обрядовые пляски и жертвоприношения. Множество современных танцев в стране посвящено приходу весны, хорошему урожаю, наступлению дождей или солнечной погоды.
Стиль национальной одежды диктует движения танцоров. К примеру, девушки, традиционно наряженные в широкие юбки до пят, в основном танцуют верхней частью тела: головой, плечами, руками и талией. Мужчины же, наоборот, исполняют удивительные пируэты ногами, не задействуя корпус.
Традиционный танец азербайджанцев состоит из трех частей: медленная ходьба по кругу, остановка, и быстрая экспрессивная круговая ходьба. Наиболее старые танцы названы в честь представителей животного и растительного мира — например, «джейрани» (газель) или «беневше» (фиалка). Они, как правило, рассказывают историю войны и любви.
Кстати, со стрелами Амура в Азербайджане не все просто. Существует целая процедура классического сватовства, которая обычно растягивается на несколько месяцев. Сначала сваты узнают, не возражают ли родственники невесты, если к ним придут свататься.
Потом происходит малое сватовство, во время которого отец девушки, как и сама девушка, не дают четкого ответа. Молчание невесты в этот момент означает согласие, но не окончательное.
Посовещавшись всей семьей, пригласив на обед по этому случаю близких родственников, глава семейства принимает решение о непосредственном сватовстве. На этот раз невесту уводят из дома, а ее близкие встречают дорогих гостей и официально узнают о намерениях жениха. Лишь спустя месяц случается основное сватовство, после которого не за горами и свадьба.
Кстати, на девичнике невеста дает всем подружкам мерить обручальное кольцо, что у нас недопустимо и считается «воровством счастья молодоженов». В традициях Азербайджана это лишь означает скорое замужество первой из примеривших. Кроме того, на самой свадьбе невесте обязательно дают на руки ребенка и потом кладут малыша в постель новобрачных. Таким образом невесте желают рождения детей.
ВРЕМЯ ВЕСНЫ И ОГНЯ
21 марта в Азербайджане отмечается великий праздник Навруз. Этот день считается началом нового года, наступлением весны. За месяц до Навруза азербайджанцы провожают старый год, проводя различные обряды каждую среду. По народным поверьям в первую неделю обновляется вода в реках, во вторую — огонь, в третью — земля, а на четвертую начинают набухать почки на деревьях. С празднованием самого главного дня в году связано множество ритуалов: обливание водой, чтобы смыть все плохое, прыжки через костер, приготовление пшеничной каши (именно она гарантирует плодородие почвы), гадания и, конечно же, угощение гостей вкуснейшим обедом. Некоторые традиции встречи весны в Азербайджане стоит отметить особо: в первую ночь нового года во всех домах страны открыты двери в ожидании гостей и повсюду горит свет — он символизирует благополучие. Кроме этого, на крышах домов обязательно зажигают факелы: столько, сколько в семье проживает людей.
Вообще огонь очень символичен для азербайджанцев и «пылает» даже в названии страны: согласно народным преданиям, слово Азербайджан означает «место, охраняемое Богом огня».
Действительно, горящая земля здесь —явление природы, можно сказать божественное, к которому человек своей руки не прикладывал.
Природный газ на Янар Даге, что в переводе означает «горящая гора», загорается самостоятельно, выходя на поверхность, —это происходит уже не одно тысячелетие в любое время года. Научные объяснения о появлении неугасаемых костров не удовлетворяют паломников со всего мира, которые все еще верят в чудеса, —они, как и местные жители, поклоняются горе и считают ее священной.