Платье аозай

Во все времена всех женщин мира, вне зависимости от их возраста или происхождения, объединяла одна страсть — наряжаться и украшать себя. Поэтому культура разных стран как в зеркале отразилась в истории традиционных женских костюмов. Будь то завораживающие японские кимоно, элегантные корейские ханбоки, красочные индийские сари… Тенденции могут быть изменчивыми, но национальной одежде всегда присуща особая, вечная красота

Так, простой и в то же время утонченный национальный наряд аозай является неотъемлемым элементом костюма вьетнамских женщин — как в глухих деревнях, так и в больших городах. Аозай представляет собой длинное платье с двумя разрезами от линии талии по бокам, которое надевается поверх широких брюк и вместе с национальной шляпой нон является одним из символов современного Вьетнама. Вьетнамские женщины надевают аозай на торжественные мероприятия, на Новый год или свадьбу. Для таких случаев обычно выбирают платье красного цвета, символизирующее счастье и удачу: подшитое роскошными тканями из шелка и хлопчатобумажной вуали, оно обычно украшается вышивкой или росписью в виде пейзажей, цветов или птиц.

Расцветка аозай в определенной степени зависит от профессии, возраста и значимости самого праздника. Во время проведения поминок или традиционных обрядов часто носят коричневые, фиолетовые, сине-фиолетовые, кофейно-молочные платья с узорами. В дождливую погоду предпочтение отдается темным оттенкам,

а в солнечную — светлым.

В повседневной жизни традиционную одежду во Вьетнаме вытеснила западная, но аозай по-прежнему пользуется популярностью: его, как правило, носят работницы вьетнамских банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других государственных и коммерческих учреждений. Во многих компаниях аозай считается обязательной формой одежды при приеме гостей. В учебных заведениях аозай белого цвета, символизирующий душевную чистоту, является форменным костюмом вьетнамских школьниц и студенток.

По традиции, во Вьетнаме существует также костюм аозай для мужчин, но он отличается от женского: при пошиве используется не такой тонкий материал и силуэт не приталивается, что делает мужской вариант платья более практичным.

В наши дни вьетнамцы носят аозай только на торжественных приемах как предмет национальной символики. Так, в 2006 году на организованном во Вьетнаме саммите АТЭС руководители из разных стран надели традиционный вьетнамский аозай — в знак уважения к этой гостеприимной стране.

ИСТОРИЯ АОЗАЙ

Судя по рисункам, вырезанным на бронзовом барабане нгоклу, являющемся одним из древнейших свидетельств довьетнамской культуры, первый аозай был сделан из звериных шкур и птичьих перьев еще до династии сестер Чынг. Позднее и вплоть до XVII века из чувства уважения к сестрам вьетнамские женщины продолжали носить не аозай с двумя полами, а аотытхан с четырьмя полами, символизирующими родителей носящего и сестер Чынг.

Однако официальной датой рождения аозай принято считать 1744 год, когда один из князей династии Нгуен — князь Ву Выонг (Нгуен Фук Кхоат, или князь Ву), борясь с китайским влиянием на культуру, придумал национальный вьетнамский костюм, состоящий из платья с четырьмя полами и брюк (до этого во Вьетнаме было принято носить юбки). Хотя бытует мнение, что была у князя и другая цель: ≪…преодолеть отсутствие единого стиля одежды в разных частях страны после конфликта феодальных правителей≫.

Аозай считался одеждой привилегированного сословия. Разрешенными цветами костюма был черный и коричневый, а разнообразить наряд предлагалось разноцветным поясом. В начале XIX века у аозай появилась пятая пола. Четыре основные полы аозай символизировали родителей жены и мужа, а пятая — самого носящего. Пять пуговиц соотносились с пятью элементами воспитания человечности, согласно конфуцианской

философии: с добротой, вежливостью, благородством, разумом и преданностью. Они также служили символами пяти известных на тот период планет солнечной системы: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. На праздник женщины надевали аозай в комплекте с широкой плоской шляпой с маленькими полями (нонкуайтхао) и с черным головным платком мокуа (в то время конической шляпы нон еще не было).

Начиная с 1930-х годов под влиянием западной культуры женское платье аозай стремительно меняется: чтобы подчеркнуть грудь, спереди убираются пуговицы, вместо которых появляется застежка сбоку; у аозай остается только две полы вместо пяти. Эти нововведения помогли художникам того времени Ле Мур и Ле Фо снова вдохнуть жизнь

в национальный костюм и произвести настоящую революцию в мире моды Вьетнама, разнообразив привычный вид аозай яркими расцветками и множеством вариаций. Обновленный наряд демонстрировался на показах — и снова получил признание и популярность среди женского населения страны.

После раскола Вьетнама в 1954 году аозай перестал использоваться в Северном (социалистическом) Вьетнаме как слишком дорогая и не слишком удобная в работе одежда, однако в Южном Вьетнаме он по-прежнему оставался в моде. Этому немало поспособствовала де-факто первая леди Южного Вьетнама мадам Ню, жена Нго Динь Ню, младшего брата и главного советника президента Нго Динь Зьема, которая являлась поклонницей платья аозай. После воссоединения Вьетнама в 1975 году аозай на время выходит из моды и обретает новое рождение только в 90-е годы.

ОСОБЕННОСТИ АОЗАЙ

В отличие от японского кимоно или корейского ханбок, вьетнамское платье аозай сочетает как традиционные, так и современные черты своей нации. По природе вьетнамские женщины некрупные, их походка плавная, движения медленные и изящные. Костюм наилучшим образом подчеркивает их естественную женственность.

Боковой разрез на платье аозай изменялся со временем, а также зависел от региона проживания и возраста владелицы. У женщин центрального Вьетнама этот разрез был низким, обычно на несколько сантиметров ниже пояса, а у южанок — на таком же расстоянии выше пояса.

Из-за множества особенностей фигуры и различия в параметрах каждое платье аозай шьется индивидуально под конкретную клиентку — его производство невозможно поставить на поток в промышленном масштабе. При малейшем изменении фигуры приходится отшивать новое, так как исправить или отремонтировать аозай практически невозможно.

Современное аозай часто отступает от традиционных канонов: оно может быть как с высоким, так и с низким воротником или вовсе без него, закрытым или иметь вырез, украшенным вышивкой или росписью по ткани. Варьируется также длина рукавов, длина самого платья и высота разрезов на нем. Прежними остаются лишь предпочтения по цветам и предназначение аозай.


Другие материалы по теме:


Представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой