Туроператор объявил себя банкротом

Что делать туристам, пострадавшим в результате приостановки деятельности туроператора

Кошмарный сон любого туриста – отмена долгожданного отпуска, когда планы рушатся по независящим от вас причинам, туроператор, который должен был полностью взять на себя организацию вашей поездки, объявил о прекращении своей деятельности. К сожалению, в этом году в подобной ситуации оказались десятки тысяч туристов, кому-то только предстоял вылет, кого-то печальная новость застала в аэропорту, а кто-то уже находился на отдыхе в чужой стране. Что делать и как правильно вести себя в критической ситуации, и на какую компенсацию вы можете рассчитывать по возвращению домой?

Чтобы не потерять деньги в случае банкротства туроператора, можно при покупке тура узнать о возможности оформления страховки от невыезда в случае банкротства туроператора. В типовой страховке от невыезда приостановка деятельности туроператора страховым случаем не считается. Да, придется доплатить. Но, как показывает жизнь, скупой платит дважды.

Вы узнали о приостановке деятельности туроператора, находясь в поездке

Казалось бы, ничего не предвещало беды, вы отдыхали, наслаждались морем и солнцем и тут как гром среди ясного неба. Ваш туроператор объявил о прекращении или приостановке своей деятельности. Сообщить  вам эту неприятную новость должен либо сотрудник принимающей компании, либо менеджер турагентства, который отправлял вас на отдых. Однако, в большинстве своем туристы узнают эту неприятную новость от персонала отеля, который начинает требовать повторно оплатить проживание.

Если менеджер вашего туристического агентства сам не вышел с вами на связь, свяжитесь с ним,   сообщите о сложившейся ситуации и попросите уточнить, была ли произведена оплата вашего проживания в отеле и обратного авиабилета туроператором. Турагент сообщит вам, как действовать в сложившейся ситуации, даст телефоны служб, которые окажут вам содействие, а также сообщит информацию о том, когда и каким рейсом вы вернетесь на родину.

Важно помнить, что турагент, в данном случае, является лишь посредником, который помог вам выбрать подходящий турпродукт и перечислил деньги за него на счет туроператора. Ответственность за полное оказание услуг, входящих в стоимость вашего тура несет туроператор.

Если ваш туроператор является членом ассоциации «Турпомощь», вы можете напрямую обратиться туда по телефонам горячей линии, или оставить заявку на сайте, чтобы вам помогли вернуться на родину:

Контакты ассоциации «Турпомощь»:
Оставить online заявку – http://www.tourpom.ru/tourist/feedback/  
Телефоны горячей линии: +7-495-981-51-49(круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно).

Если администрация отеля оказывает на вас давление, требуя оплаты, но в то же время турагент подтвердил вам, что туроператор проплатил ваше проживание, вы можете обратиться за помощью в полицию или в дипломатическое представительство РФ. Как правило, мошенники, желающие нажиться на вашей беде испаряются в пространстве еще до того как вы успеете сделать звонок.

Но, если вам сообщили, что туроператор по какой-либо причине не перечислил отелю деньги, то, скорее всего, вам придется повторно оплачивать свое проживание, чтобы не оказаться на улице. Обязательно требуйте от администрации отеля предоставить вам документы, подтверждающие факт оплаты. По возвращении домой, эти документы станут доказательством понесенных вами дополнительных расходов, возмещения которых вы имеете право потребовать.

Вы узнали о приостановке работы туроператора до путешествия

Не важно, сообщили вам о банкротстве туроператора задолго до путешествия или непосредственно в аэропорту, ваш отпуск отменяется. Туроператор подает в авиакомпанию списки пассажиров на рейс, и даже если ваше имя есть в этом списке, далеко не факт, что для вас забронировано место в отеле, организован трансфер и проплачены обратные билеты. Рисковать нет смысла.

Если о банкротстве официально объявлено и на сайте туроператора размещено соответствующее объявление, возвращайтесь домой и готовьтесь подавать заявление на возмещение ущерба в страховую компанию.

Как осуществляется выплата страхового возмещения
Согласно статье 17.5 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

За компенсацией вам будет необходимо обратиться в страховую компанию, у которой с туроператором заключен договор о страховании гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта.
Всю необходимую информацию  вы найдете на сайте туроператора, страховой компании, Ростуризма http://www.russiatourism.ru/, Турпомощи http://www.tourpom.ru/.

В сборе необходимого пакета документов для обращения в страховую компанию вам поможет менеджер туристического агентства, где вы покупали тур. Если вы хотите сэкономить свое время, можете оформить  на имя менеджера нотариально заверенную доверенность, дающую ему право от вашего имени подавать документы в страховую компанию. Доверенность также может предусматривать возможность получения менеджером денежных средств от туроператора. Сумма буде соответствовать недополученной части туристских услуг.

Дальнейший алгоритм ваших действий будет аналогичен описанному выше – вы с помощью менеджера туристического агентства собираете пакет документов для страховой компании и отвозите его самостоятельно или доверяете это сделать менеджеру. Кроме того, документы можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением и описью.

Примерный перечень документов, которые необходимо подать в страховую компанию:

  1. Заполненное заявление о выплате страхового возмещения (форма заявления размещается на сайте страховщика);
  2. Копия вашего паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала документа);
  3. Копия договора о реализации турпродукта (с предоставлением его оригинала). В договоре должно быть указано наименование туроператора, оказывающего вам услуги и его номер договора страхования гражданской ответственности. Если данная информация не указана в договоре о реализации турпродукта,  то в турагентстве дадут копию договора между туристическим агентством и туроператором, в котором содержится вся необходимая информация
  4. Документы, подтверждающие ваш реальный ущерб, понесенный в результате неисполнения туроператором своих обязательств  – чеки, платежные документы, счета, квитанции и т.д.
  5. Ваши банковские реквизиты для перечисления страхового возмещения (указываются в заявлении). Реквизиты должны содержать наименование банка и его отделения, ИНН, БИК, корреспондентский и расчетный счета банка и ваш лицевой счет.

В случае, если какие-то из предоставляемых вами документов составлены на иностранном языке, к ним должен прилагаться заверенный нотариусом перевод.

С момента наступления страхового случая страховая компания начинает прием заявлений о выплате страхового возмещения у пострадавших. Страховая компания может наравне с заявлениями пострадавших принять документы  туристов, чья поездка должна была начаться позже, но не состоялась.

Требования туриста о выплате страхового возмещения должны быть удовлетворены в срок не позднее 30 календарных дней, после поступления от него заявления с предлагающимися к нему документами.

Размер возмещения напрямую зависит от суммы страхового обеспечения туроператора. Если размер суммарного убытка всех пострадавших превышает страховое обеспечение, то каждый турист получит только часть утраченной суммы, равную своей доле в общем размере причиненного туроператором ущерба.

Кроме того, в соответствии со статьей 15 №2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей», турист имеет право в судебном порядке взыскать с туроператора компенсацию причиненного ему морального вреда. Размер компенсации будет определяться судом и никак не зависит от размера компенсации имущественного вреда и понесенных убытков.


Другие материалы по теме:


Представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой