В лучших традициях

Изделия из хрусталя и фарфора во все времена ассоциировались с роскошью, изысканностью и утонченным вкусом. И конечно, с Чехией — страной, в которой хрустальное и фарфоровое производство имеет давнюю и успешную историю.

ФАРФОР

Массовое производство фарфора в Европе началось в 1707 году, после того, как двум немецким ученым-экспериментаторам удалось раскрыть самый дорогой секрет эпохи — воспроизвести этот ценный материал, доселе известный европейскому миру лишь по экспортируемой из Китая посуде и предметам интерьера, технологии производства которых были тщательно засекречены. Результат многочисленных опытов Чирнхауса и Бёттгера превзошел все ожидания — европейский твердый фарфор по своим свойствам получился лучше мягкого китайского.

История чешского фарфора началась неподалеку от Карловых Вар, где в 1790 году были обнаружены залежи каолина — основного компонента, позволяющего получать из глины тонкую, легкую и звенящую посуду. В то время Чехия являлась частью империи Габсбургов и входила в состав Австро-Венгрии, поэтому многие чешские фарфоровые заводы принадлежали немецким собственникам. Можно сказать, что чешское искусство изготовления фарфора унаследовало немецкое требование к высочайшему качеству производимой продукции.

Изюминкой чешского фарфорового производства является розовый фарфор (визитная карточка завода Chodov). Не стоит путать его с французским севрским фарфором (фарфором цвета «помпадур»). Последний изготавливался из белого фарфора и покрывался розовой глазурью. Чешский же розовый фарфор производится из фарфоровой массы розового цвета, поэтому даже на сколе его черепок будет розовым.

В настоящее время чешский фарфор по праву считается одним из самых лучших по качеству и красоте производимых изделий. И хотя сырье и технологии изготовления практически не отличаются от немецких и английских аналогов, чешский фарфор значительно доступнее в цене.

Одной из крупнейших фарфоровых фабрик Чехии является Klasterec-Thun, создавшая за свою более чем двухвековую историю такие известные в мире формы фарфоровой посуды, как «Бернадотт», «Опал», «Констанция» и др. Основные достоинства чешских фарфоровых сервизов Thun —повышенная стойкость к ударам, сколам и царапинам, а также возможность использования в микроволновых печах и посудомоечных машинах.

В наши дни концерн Thun состоит из семи независимых заводов, каждый из которых имеет свою историю и философию, специфику и стиль.

Klašerec —самый старый завод концерна Thun, основанный в 1794 году. Под маркой Klašerec выпускаются восемь различных форм фарфоровой посуды, каждая из которых представлена в нескольких художественных оформлениях. Chodov, основанный в 1811 году, является одним из самых старых в Богемии — здесь производится знаменитый розовый фарфор. Concordia a.s., расположенный в Лезове, неподалеку от Карловых Вар, с 1888 года производит изделия, которые пользуются популярностью у владельцев гостиниц, кафе и ресторанов по всему миру. Специализация NovaRole — посуда для общественных заведений и гостиниц, а Thun Studio изготавливает уникальные фарфоровые сервизы, которые не могут быть выпущены в массовое производство.

Два последних предприятия — Silkscreen и The Engineering Plant — технические заводы. На первом производится литографская подготовка и изготавливаются пластины, использующиеся при нанесении на фарфоровые сервизы рисунка, а на втором разрабатываются, испытываются и совершенствуются машины для производства фарфора.

ХРУСТАЛЬ

Слово «хрусталь» происходит от древнегреческого krustallos — так греки называли лед, отмечая его чистоту, прозрачность и холодность. По этой аналогии был назван горный хрусталь (кварц), природный материал, издревле используемый в магических ритуалах и наделяемый сверхъестественной силой. Позднее хрусталем

стали называть вид стекла, отличающийся высоким качеством и особой прозрачностью.

В Средние века Чехия уже славилась своим стеклом. В отличие от других европейских стран, где стеклянные изделия считались предметами роскоши и появлялись только в богатых домах, в Чехии стеклянная посуда была доступна и мещанам.

Основным конкурентом Чехии по производству и экспорту стекла в другие страны выступала Венеция, чьи мастера умели производить очень чистую соду, необходимую в стекольном ремесле.

Однако в 1684 году, когда малоизвестный мастер-стеклодув Михаэль Мюллер при выплавке стекла получил его необычайно чистым и прозрачным благодаря замене в исходной смеси соды на поташ (то есть введению в состав карбоната калия), в Чехии родилось так называемое богемское стекло. Так качество чешского стекла окончательно превзошло венецианское, и Венеция, ослабленная Тридцатилетней войной, оказалась в плачевном положении. Венецианское правительство даже запретило ввоз стекла в республику и уговаривало нескольких чешских мастеров переселиться к ним. Из 25 стеклозаводов на севере Италии выжило лишь четыре.

Незадолго до появления богемского стекла в Богемии началось возрождение древнеримской техники резьбы по стеклу. Сначала ее использовали для украшения сосудов из горного хрусталя — кубков и чаш, а потом и изделий из стекла. В Чехии эта техника прославилась благодаря Каспару Лема ну (1570–1622 гг.) — придворному ювелиру и граверу императора Рудольфа II. Мастер, который был родомиз Нюрнберга, одним из первых в Чехии стал применять технику резьбы по горному хрусталю к чешскому стеклу, сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой и пунктированием. Этот новый способ огранки стекла получил название «алмазный».

Так в искусстве огранки богемского стекла начал формироваться особенный и неповторимый стиль.

Новая техника отвечала эстетике барокко и быстро распространилась в Европе — прочные граненые и необычайно красивые изделия из богемского хрусталя окончательно вытеснили хрупкую и нежную продукцию венецианских мастеров.

В 1724 году Йозеф Пальме из деревни Прахне создал первую хрустальную люстру. Cверкающее миллионами алмазных граней произведение искусства моментально покорило сердца представителей высшего света; хрустальными люстрами были украшены многие дворцы в Европе, например, дворцы Людовика XV и австрийской императрицы Марии Терезии.

Примерно в это же время Чехию активно посещали «русские сводники», которые уговаривали «хрустальных» мастеров переселиться в Россию.

А в XIX веке у чехов появились первые серьезные конкуренты —англичане и, что парадоксально, потомки чешских мастеров, переселившихся в Англию.

Правда, им был приготовлен достойный ответ —новые методы шлифовки и окрашивания стекла.

В 1856 году в Чехии появились первые школы стеклодувов и шлифовщиков — в Каменицком Шенове и Новом Боре.

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА

По сегодняшним стандартам хрусталь считается качественным, если в его состав входит стекло и оксид свинца. Но возможны и отступления от нормы.

Так, богемский хрусталь делают из калиево-кальциевого стекла, а бариевый материал содержит оксид бария вместо свинца. Последнее изобретение — хрусталь с содержанием титана, характеризующийся повышенной прочностью.

Если говорить о классической рецептуре хрусталя, то чем больше в нем свинца, тем он качественнее. Процент его содержания должен быть указан на бумажной этикетке, которой снабжается каждое изделие отдельно или весь набор. В марке traditional 24% окиси свинца, в марке standard — до 30%, а в premium — от 33%, что является эталоном качества для хрустальных изделий.

О высоком качестве материала говорит и долгий, «прозрачный» хрустальный звон. Если звук кажется глухим, похожим на стук или клацанье, перед вами не хрусталь. Проверить, не обманывают ли вас при покупке, можно прямо в магазине: намочите палец и потрите им бокал: качественный хрусталь «поет», подделка же стыдливо отмалчивается.

Хрусталь не рекомендуется подвергать тепловому воздействию, то есть использовать хрустальную посуду для теплых салатов или напитков, иначе соединения свинца попадут в пищу.

Вреден хрусталю и алкоголь, поэтому долгого контакта со спиртным лучше избегать. Мыть такую посуду следует вручную, и ни в коем случае не в горячей воде, так как поверхность посуды может потускнеть вследствие растворения оксидов свинца.


Другие материалы по теме:


Представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой