За дебош ответят

В последнее время довольно часто в новостных сводках появляются сообщения о дебошах в самолетах. В 2013 году только на бортах российских авиакомпаний зарегистрировано около 14 тысяч правонарушений, десятая часть которых приходится на пьяные дебоши.

Пассажиры, принявшие на грудь до или во время полета, начинают вести себя неадекватно в салоне самолета, провоцируют других пассажиров, бортпроводников. Нередко эти конфликты перерастают в драку. Бывают случаи, когда особо буйные пассажиры, грозятся взорвать самолет, пытаются открыть аварийный выход, разбить иллюминатор или проникнуть в кабину пилота. Заложниками в подобной ситуации становятся все пассажиры самолета летящего на высоте в несколько тысяч метров.

Какие меры предпринимаются для предотвращения авиадебошей

Авиакомпании и службы безопасности аэропортов делают все возможное, чтобы не допустить на борт пассажиров в состоянии алкогольного опьянения. Но в законодательстве до сих пор нигде не прописано, что пьяный пассажир не может быть допущен к полету. Если пассажир, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в аэропорту не нарушает общественный порядок, не везет с собой запрещенных предметов, то у служащих просто нет законных оснований, чтобы  не пропустить его в салон самолета. Для того чтобы снять с рейса пассажира в полностью невменяемом состоянии, вызывается полиция или служба безопасности аэропорта.

4 мая этого года в аэропорту «Домодедово» на два часа был задержан вылет самолета на Пхукет из-за пьяного пассажира, устроившего драку в автобусе, который перевозит пассажиров от терминала к самолету. То есть, если бы дебошир не затеял драку до посадки в самолет, то ничто не помешало бы ему устроить дебош в воздухе.

В настоящее время действует правило, запрещающее провоз жидкостей в ручной клади, в емкостях объемом свыше 100 мл. Жидкости, которые пассажир может пронести с собой в салон самолета должны быть упакованы в прозрачный застегивающийся пластиковый пакет, который на протяжении всего полета должен оставаться запечатанным. Жидкости, купленные в Duty Free, также должны быть запечатаны в пакете до окончания полета. В реальности эти правила практически не соблюдаются.

На ряде направлений существует практика, когда пассажиры получают алкоголь, приобретенный в магазинах беспошлинной торговли, только после завершения полета. Но не во всех самолетах есть дополнительные отсеки, которые можно было бы использовать для перевозки алкоголя. Поэтому зачастую, заняв свое место в самолете, пассажиры начинают праздновать начало долгожданного отпуска. Уследить за каждым нарушителем бортпроводники не в состоянии.

Кроме того, пассажиры могут абсолютно на законных основаниях приобрести спиртные напитки непосредственно в самолете. На рейсах некоторых авиакомпаний вместе с прохладительными напитками пассажирам предлагаются  вина. Если на курение сигарет, даже электронных, есть законодательный запрет, то пить спиртное на борту законом не возбраняется.

Что делать, если в самолете по соседству с вами расположился дебошир

Ни в коем случае не стоит поддаваться на провокации дебошира. Если все же складывается ситуация, когда сосед разбушевался и вам угрожает реальная опасность – вызовите бортпроводника.

Согласно положениям воздушного кодекса, дебоширу сначала выносится устное предупреждение. Если он не успокаивается, продолжает пить и вести себя буйно, то бортпроводник должен вручить ему письменное предупреждение за подписью командира корабля. К сожалению, это всё, что по закону может сделать бортпроводник.

Рейсы зарубежных авиакомпаний проходят при сопровождении сотрудника службы безопасности, который может нейтрализовать дебошира. Для этого в арсенале имеются специальные мягкие наручники, позволяющие зафиксировать буйного пассажира в кресле. Подобная практика действует и в России на направлениях, где  дебоши возникают особенно часто. Но, к сожалению, не все авиакомпании могут позволить себе присутствие на борту сотрудников службы безопасности.

В то же время, меры воздействия по отношению к дебоширу может применять только командир воздушного судна. Но здесь возникает правовая коллизия – командир экипажа ни под каким предлогом не имеет право покидать кабину. Поэтому максимум, что он может сделать – принять решение о вынужденной посадке, чтобы передать нарушителя наземным правоохранительным службам. Если посадка совершается на территории России и дебошир попадает в руки отечественных полицейских. Если же  дебошира высаживают на территории другой страны, то там его арестовать не смогут, так как формально в данной стране он не совершал никаких правонарушений. Наказание его настигнет только по возвращении на родину.

Здесь стоит вспомнить историю Сергея Кабалова, который в 11 января 2013 года устроил дебош на борту самолета, летевшего в Хургаду. Кабалова пришлось объявлять в международный розыск, т.к. из Египта дебошир не вернулся на родину, а предпочел скрываться от правосудия в Белоруссии, где и был задержан. Кабалова признали виновным по пункту "в" частью 2 статьи 211 (покушение на угон судна воздушного транспорта с применением насилия, опасного для жизни или здоровья) и пункту "а" части 2 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений) УК РФ.  Суд назначил Кабалову наказание в виде 3,5 лет колонии строгого режима и штраф в 400 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. Однако 15 апреля 2014 года Верховный суд РФ частично удовлетворил жалобу защиты на приговор авиадебоширу Сергею Кабалову, смягчив наказание с 3,5 лет до года и восьми месяцев. С Кабалова сняли обвинения в попытке угона самолета, оставив лишь «причинение легкого вреда здоровью бортпроводника».

Какое наказание грозит за авиадебош

Тяжесть наказания будет зависеть от того, как себя вел, что делал и чем угрожал дебошир, от суммы причиненного ущерба. Если это была просто драка с соседом, то преступление может быть классифицировано как хулиганство. Если дебошир грозился взорвать самолет или совершить любое другое действие, ставящее под угрозу жизни других пассажиров и членов экипажа, то может быть применена боле серьезная статья вплоть до терроризма. А если пьяный пассажир пытается проникнуть в кабину пилотов, то ему могут преступление могут классифицировать и как попытку угона воздушного судна.

Если возникла необходимость вынужденной посадки самолета, пассажир, нарушивший порядок, будет должен по решению суда компенсировать и эти расходы авиакомпании. Пассажиры, пострадавшие от действий дебошира или опоздавшие по его вине на стыковочный рейс вправе подать коллективный иск к авиаперевозчику о возврате средств и компенсации морального ущерба.

В целях предотвращения подобных происшествий, в минувшем году в Госдуму внесен законопроект об ужесточении административной ответственности за правонарушения на борту самолета. Авторы законопроекта предлагают формировать единые «черные списки» нарушителей, которым авиакомпании смогут отказывать в перевозке. Подобные списки уже сейчас существуют у авиаперевозчиков, но при отсутствии соответствующих законов, авиакомпании не могу отказать дебоширу в приобретении билетов. Максимум, что можно сделать в такой ситуации более пристально следить за поведением потенциального дебошира во время полета.

Также предлагается увеличить штрафы за дебош в самолете и наделить членов экипажей правом применять к дебоширу меры физического воздействия с целью нейтрализации исходящей от него угрозы. Авиаперевозчики добиваются скорейшей сертификации средств для усмирения дебоширов – наручников и электрошокеров. А пока всем, кто так или иначе пострадал от действий дебоширов предлагается обращаться в суд.


Другие материалы по теме:


Представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой